Собираем качественный ЦАП уровня hi-end из недорогого набора. Цап с ламповым выходом Берём контроль над ситуацией в свои руки

Aune T1 - это ламповый USB ЦАП с встроенным полупроводниковым усилителем для наушников, проданный в количестве более 50 тыс. шт. по всему миру.

Основные характеристики

1. Внешний линейный высококачественный блок питания, в котором реализована дополнительная фильтрация. Подобное решение способствует устранению шумов от источника питания.

2. ЦАП реализован на асинхронном USB контроллере SA9027 и чипе PCM1793.

3. Aune T1 Mk2 USB DAC - это внешняя звуковая карта, ЦАП и высококачественный усилитель для наушников в одном корпусе. Aune T1 также может использоваться вместе с активными колонками в составе вашей домашней hi-fi системы.

4. Aune T1 работает под операционными системами Windows 7, 8 , Vista, XP, Mac OS. Возможно подключение к iPad. Установка дополнительных драйверов не требуется.

5. Модуль усилителя для наушников выполнен отдельно и может быть заменен впоследствии при выходе соответствующего апгрейда. Лампа должна полностью прогреться перед тем, как начнется воспроизведение. При включении устройства происходит нагрев лампочки в течение 30 секунд, после чего под ней загорается белый индикатор, и только тогда устройство начинает функционировать. В Aune T1 Mk2 USB DAC также реализована функция переключения режимов усиления.

6. Новый модульный дизайн. Несколько плат внутри устройства питаются независимо, что приводит к устранению перекрестных помех. Также в ЦАПе предусмотрено безопасное отключение, которое предотвращает повреждение ваших наушников или колонок при выключении устройства.

7. Aune T1 Mk2 USB DAC выполнен на высококачественных аудио компонентах: потенциометр ALPS (Япония), конденсаторы WIMA (Германия), электролитный профессиональный звуковой конденсатор ENLA и так далее.

8. Усилитель прокачает наушники с сопротивлением 30-600 Ом. Схема усиления - OP+BUF.

9. В Aune T1 Tube USB DAC реализован один линейный вход и один линейный выход.

Видео (промо, английский)

Технические характеристики

Лампа: 6922EH Electro-Harmonix (Made in Russia)

Частотная характеристика: 20 Hz - 20 kHz

SNR: >=120 dB

Выходная мощность: 1000 mW/32 Ома, 400 mW/120 Ом, 150 mW/300 Ом (максимальная 20 V)

Выходное сопротивление: 100 Ом, 10 Ом (наушники)

USB интерфейс:

Данные до 24 бит / 96 kHz

Операционные системы: Windows XP/Vista/7/8, Mac OS

Питание: AC 220/110 V

Размер: 155*97*40 мм (Д*Ш*В)

Комплектация: блок питания, USB кабель, переходник 6.35 - 3.5 мм

Главное в нашем деле - взять верный старт! Я не обязан заботиться о выстраивании линейки продуктов от дешёвого ширпотреба до самого что ни на есть high-end"а. Поэтому могу позволить себе сразу выбрать понравившийся чип цифро-аналогового преобразователя и строить дизайн вокруг него. Итак, за основу был взят "мистический ЦАП" как его называют в Сети. Я не буду делать из маленькой микросхемы большого секрета, но давайте всё же для начала сохраним интригу.

Построить хороший ЦАП для себя любимого я собирался ещё с прошлого столетия, но как-то всё руки не доходили и более приоритетные задачи брали верх. И вот тут-то мне на радость появился заказчик, с одной стороны способный оценить хороший звук, с другой же стороны - согласный мириться с некоторым уровнем "самодельщины" в законченном устройстве. Естественно я приложу все усилия, чтобы мои клиенты остались довольны своим выбором. Что теряют мои "pre-production" изделия по сравнению с серийными аппаратами раскрученных брендов - так это:

  1. часть монтажа выполнена паутинкой на "слепышах", а не на печати, что положительно отражается на качестве звука, но, увы, не будет доступно в серийных образцах;
  2. я не экономлю на мелочах типа сетевого фильтра или шунтирующих ёмкостей, в чём, кстати, не раз доводилось уличать всеми признанные авторитеты;
  3. "брэнд" мой ещё не слишком широко известен в узких кругах 🙂

На старт, внимание...

С чего начать? Правильно, лучше всего с готового устройства, пусть даже и простенького, но содержащего ключевые компоненты. В Китае за US$ 50 был приобретён неплохой в общем-то набор для самостоятельной сборки ЦАП. Как я уже , китайский экономический гений не отличается особыми техническими талантами, так что всё в том наборе было по-минимуму, в точности по datasheet"ам. Разве что питание создатели набора выстроили, как им казалось, прямо-таки очень качественное: навтыкали "КРЕНок" гирляндами. Зато к наборам прилагались весьма сообразные R-core трансформаторы.

На данном этапе не стояла задача как-то особо управлять цифровым приёмником или ЦАП"ом, поэтому жёстко зашитая минималистская цепочка S/PDIF->I2S->DAC меня вполне устроила.

Сознательно не стремился найти ЦАП с USB входом. Причина простая: компьютер фонит очень сильно и пускать весь этот мусор в аудио-аппарат нету никакого желания. Конечно, есть методы, но мне до сих пор так и не попалось ни одного ЦАП с грамотной развязкой USB входа (аппараты за 1К зелёных и выше, а так же изделия российских аудио-"левшей" не в счёт).

Считаю необходимым отметить, что несмотря на все мои придирки к схемотехнике и т.п., качество исполнения печатной платы просто отличное!

Берём контроль над ситуацией в свои руки

В документации на ЦАП в одном месте написано, что ножку аналогового питания надо зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. На схеме нога 18 именно так и зашунтирована.

Чуть дальше в том же документе сказано, что вход на ножке 17 желательно зашунтировать электролитом в 10мкФ и керамикой 0.1мкФ. Разработчик поступил в полном соответствии, исполнительный товарищ, просто молодец!

Ещё в одном месте документации сказано, что 17 ногу можно завести прямиком на аналоговое питание. Что и видим на схеме 🙂

Что самое забавное, не только в схеме, но и на печатной плате всё так и разведено: с двумя электролитами и двумя конденсаторами по 0.1мкФ, с коротышом прямо между 17 и 18 ногами чипа (дорожка к конденсаторам от 17 ноги уходит под корпус микросхемы):

Всё пришло именно таким вот грязненьким с завода. Как я это отмывал - отдельная история 🙂

Для особо любопытных: шаг ножек корпуса микросхемы - 0.65мм.

У друга моего Вадича-Борисыча попалась мне как-то ВКонтакте шикарная картинка: "сопротивление бесполезно ". Вот, навеяло, оно тут так же бесполезно, как дублированные шунтирующие конденсаторы на схемке выше, перерисовал "схему" специально для Вас:

Мне же необходимо было управлять тем, что происходит на 17-й ножке. Пришлось резать по живому. Хорошо ещё не под чипом завели перемычку - перспектива отпаивать одну ножку SSOP корпуса как-то не радует.

Посредственность - за борт

Какой цифро-аналоговый преобразователь обходится без операционных усилителей?

Правильно, только качественный ЦАП . Так что скромный фильтр на NE5532 я просто не стал напаивать. Может и стоило, чтобы было что послушать для сравнения и удостовериться, насколько неубедительно играют глубокие петлевые ООС... Но у меня уже есть CD-проигрыватель от маститого производителя, который очень старательно отыгрывает весьма посредственный звук ОУ, хоть и спрятанных за звучным названием HDAM и упаяных в экранчики. Да и других подобных "образцов" достаточно.

Учиться, учиться, и... думать!

Пожалуй на всех без исключения ЦАП от производителей из "поднебесной" наблюдаю одни и те же паровозы из "КРЕНок" (фото справа не моё, выловлено в Сети). Включая веером последовательные стабилизаторы напряжения разработчики, очевидно, пытаются добиться лучшей развязки по питанию и уменьшения проникновения помех из цифровой части в аналоговую. К сожалению, в массах отсутствует то, что я называю "токовым мышлением" в схемотехнике. На самом-то деле всё просто и... немножко грустно.

Посмотрите на какую-нибудь LM317 со стороны выхода. Наверняка найдёте 10мкФ электролит и ещё немного мелких емкостей. Теперь давайте прикинем постоянную времени в этой цепи: достаточно заглянуть в datasheet и убедиться, что выходное сопротивление "кренки" весьма невелико, чего и добивались разработчики интегрального стабилизатора. Точно считать, честно признаюсь, сейчас лень, но помехи с частотами скажем от 100КГц и ниже кренка "видит" прямо на своём выходе, сиречь управляющем электроде и, как её и спроектировали - передаёт эти пульсации "наверх по команде", старательно пытаясь удержать напряжение на своём выходе.

Колебания тока попадают на выход более высоковольтного стабилизатора. Следуя той же логике всё ещё достаточно высокочастотные изменения тока практически беспрепятственно гуляют по всей цепочке стабилизаторов. И свистят и шумят на всё окружение.

Единственное рациональное зерно в применении двух линейных стабилизаторов подряд я вижу лишь в том, что маленькие точные стабилизаторы обычно не переносят высоких входных напряжений, а наборы для само-сборки ЦАП"ов часто попадают в руки паяльщиков-такелажников, которые нередко даже не утруждаются заглянуть в доки на применённые компоненты. И наборы те по-прежнему должны работать...

Распространение достаточно высокочастотных помех легко предотвратить добавив в схему... обыкновенных резисторов. Простые RC фильтры по входу линейных стабилизаторов обеспечат прекрасную развязку ВЧ пульсаций в обе стороны, резко сократив "расстояние" по схеме, докуда доберутся броски тока (включая и "земляной" провод!)

Так что питание претерпело серьёзные изменения на плате. Увы, не обошлось без пары перерезанных дорожек и навесного монтажа.

Иногда маленький резистор много эффективней, нежели большой конденсатор:

Относимся с уважением к наследию предков

Вместо тупого моста ставим супер-быстрые диоды в выпрямитель, что ощутимо снижает "удары" тока в моменты запирания диодов. Этот приём достаточно популярен и вполне осмыслен, так что воспользуемся им и мы:

Кстати, именно непонимание того, как развязать линейные стабилизаторы по ВЧ и приводит дотошных разработчиков к тому, что на каждый блок схемы начинают ставить отдельный трансформатор. Другое весьма популярное, но тоже затратное решение проблемы последовательных стабилизаторов: использование связок источник тока - параллельный стабилизатор. В данном случае с развязкой всё в порядке, только вот мощности рассеивать приходится с немалым запасом.

Не будем требовать слишком много от "кита"

Для описания серии экспериментов с различными стабилизаторами нужна отдельная статья. Здесь лишь отмечу, что к чести разработчиков из Поднебесной, выбранный ими LDO стабилизатор lm1117, возможно, наилучший вариант из серийно выпускаемых и относительно доступных интегральных стабилизаторов. Всякие 78ХУ, LM317 и иже с ними просто отдыхают из-за несообразно большого выходного импеданса (мерял на 100КГц). Увы, в ту же корзину пошли и прецизионные LP2951. Чуть лучше ведёт себя TL431 в схеме шунтирующего стабилизатора, но там своя история: TL431 бывают очень разные, в зависимости от того, кто их делал. 1117 выигрывает с большим опережением. Увы, он же оказывается и самым шумным стабилизатором. Урчит, пищит и с нагрузкой и без.

Пришлось собирать стабилизатор самому, на дискретных компонентах. Всего из двух скромных транзисторов, следуя идеологии HotFET, удалось "выжать" всё то, что в интегральном исполнении требует десятков транзисторов и всё одно не дотягивает. Конечно, для обеспечения работы "сладкой парочки" потребовалось ещё несколько активных компонентов... но это опять уже совсем другая история.

Интересный результат макросъёмки: невооружённым глазом не заметил, что плата не до конца отмылась от флюса .

Полимеры правят балом

Последней доработкой, направленной на достижение наиболее верной передачи звука, стало "выглаживание" питания.

В критических местах были заменены обычные (пусть и неплохие ChemiCon) алюминиевые электролиты из набора - на твердотельные алюминиевые Sanyo OS-CON. Поскольку собирал два одинаковых набора в параллель, была возможность устроить "А/Б" тестирование. Разница на грани слышимости, но она есть! Без сигнала с обычными электролитами, на (очень) большом усилении, в наушниках присутствовало некое "шумовое пространство". Полимерные электролиты переносят нас в абсолют.

Sanyo OS-CON - фиолетовые бочонки без надпила на крышке.

Не хочешь думать головой - работай руками

Практически на всех платах и наборах ЦАП с применением цифрового приёмника CS8416 китайцы ставят тумблер, чтобы пользователь мог выбрать между оптическим и медным входом S/PDIF (фото справа - типичный пример, выловленный в Сети). Так вот: не нужен там переключатель, микросхема приёмника вполне может слушать два входа безо всякой помощи извне, будь то грубый тумблер или мудрый микроконтроллер.

Делюсь с Вами трюком, подсмотренным на демо-плате от самих Cristal Semiconductor. Достаточно подключить к примеру медный S/PDIF к RXN, а выход оптического TOSLINK приёмника - к RXP0.

Надеюсь, не надо объяснять, как такое работает? 😉

Даже в референтном дизайне фирмачи напахали, забыли-таки шунтирующий конденсатор в питании TORX 🙁

Экономия или безграмотность?

Очень полезно бывает почитать документацию производителей, особенно тех, что делают те самые микросхемки, на которые потом молются аудиофилы. Раскрываю самый секретный секрет: reference design board, evaluation board и тому подобные "пробнички" от производителей обычно содержат в себе примеры грамотного применения тех самых микросхем. Причём покупать все эти платы совсем не обязательно, да и ценники на такие "образцы" бывают самые разные: и 50, и 400, и за тысячу зелёных могут перевалить. Но, дорогие мои разработчики, документация на все эти платы выложена в открытом доступе! Ладно, хорош поучать.

Итак, чего недочитали китайцы, или на чём они сэкономили: скромные шунтирующие керамические конденсаторчики в 1000пФ в параллель к 10мкФ и 0.1мкФ. Казалось бы - зачем, ведь такими емкостями мы шунтируем частоты от десятков мегагерц и выше. Аудио-диапазон принято считать до 20кГц, ну до сотни кГц. Но цифровую-то часть в цифро-аналоговом преобразователе никто не отменял. Так вот именно помехи на десятках мегагерц беспрепятственно гуляют по недорогим самостройным ЦАП"ам, заставляя дрожать в страхе все PLL и создавая тем самым идеальные условия для возникновения наводящего ужас ДЖИТТЕРА.

Ещё один популярный способ сэкономить на спичках

Подавляющее большинство производителей как источников цифрового аудио-сигнала, так и цифро-аналоговых преобразователей экономят 30...50 центов на каждом устройстве. Расплачиваемся за это мы, пользователи. Подробности читать .

Какой high-end без ламп?

Веселят меня полчища tube-DAC и tube-headphone-amplifier"s в ценовом диапазоне от полутора сотен до сотен долларов, наводнившие рынок в последнее время. Видать нравится народу, как шипит и искажает лампочка при 15...24 вольт анодного. Впрочем, разбор всех болячек подобных ЦАП"ов и псевдо-ламповых усилителей для наушников - тема для отдельной статьи, да не одной.

(фото справа для примера, у меня такого лампоцапа нет)

Богатая тема. Я тут лишь по верхам пробежался, аналоговую часть вообще не затронул. А уж как интересно бывает развести правильно "землю" или организовать простое и при том удобное управление аппаратом. И чего стоят одни аттенюаторы - их ведь можно выбирать разного сопротивления, строить по разным топологиям, включать в разных частях тракта. Согласование источников с нагрузкой - очень, очень интересный, знаете ли, вопрос!... Но на сегодня пора мне уже закругляться.

BOM, или Bill of Materials

Конечно, пятьюдесятью долларами дело не ограничивается. Керамические конденсаторы из набора были заменены плёнкой. Диоды Шоттки, качественные электролиты, да много ещё чего пришлось добавить, не говоря уже о корпусе. Ну и, конечно, мой усилитель HotFET: всего 2 (два) каскада усиления от выхода ЦАП до наушников или выхода на усилитель. Ни много ни мало, а только в самом усилителе 32 транзистора насчитал в стерео варианте. Да транзисторы все - JFET"ы да depletion MOSFET"ы. Никак в полтинник зелёных не укладываюсь даже по комплектующим 🙂 Причём заметьте, это безо всякой аудиофильской эзотерики. Ну да на этот счёт у меня тоже есть своё мнение. Ведь есть же люди, считающие, что поставив "правильные" компоненты - любую схему можно заставить звучать. Если Вы, дорогой читатель, из их рядов - научите, я прислушаюсь, поспорю, отслушаю и расскажу всем о своих опытах прямо на этом сайте.

Так где же обещанная халява???

Друзья, эта статья - просто размышления, заметки на полях, была написана по горячим следам переделки китайскоЦАПа. Сам я больше в такую авантюру ни за что не ввяжусь: хоть и получилось неплохо, но обошлось слишком дорого по времени и по затраченным усилиям. И никому не советую. Когда разбирался с тем набором - яд просто сочился, что и отразилось в статье 🙂 Прошу прощения за слегка надменный стиль изложения, и ежели не оправдал ваши ожидания и не предложил раздачу почти бесплатных хайендных цапов населению 😉

Если же Вам было интересно - дайте знать, пожалуйста. Материала в закромах ещё много, а вот силы, мотивацию публиковать да оформлять всё это дают в основном отзывы, комментарии моих читателей.

3181

Эксклюзивный ЦАП на PCM58 с лампами EF11, EF13 "черепашками" Telefunken в задающем генераторе



Лампа "черепашка" Telefunken клока впаяна прямо в плату ЦАП на PCM58, срок ее службы 10-15 лет







Выбор цифрового фильтра

Итак, остановив свой выбор в финальном варианте цифро аналогового преобразователя на микросхеме ЦАП Burr-Brown PCM58 передо мной в полный рост встала проблема интеграции в схему цифрового фильтра. Хочу сказать, что цифро аналоговые преобразователи, использующие дельта/сигма и похожие на него алгоритмы я недолюбливаю за неестественные эффекты, возникающие на их выходе. Цифровых фильтров я испытал множество и так и не пришел к однозначному выводу, нужны ли они в составе высококлассного ЦАП-а или нет. Некоторые фрагменты музыки и целые композиции без цифрового фильтра звучат намного рельефнее, живее и богаче, чем с ним. А некоторые без ЦФ вообще слушать невозможно, вот такая двойственность - малопонятная… Здесь многое зависит от того с чем работает non-over-sampling ЦАП, но результат по любому - неоднозначный.

Еще в своих первых в цифро аналоговых преобразователях я делал тумблеры, позволяющие либо подключать цифровой фильтр на выход микросхемы ЦАП-а, либо работать напрямую. Пять лет непрерывного щелканья убедили меня в том, что аудиофилам нужно предоставлять возможность самим выбирать работу ЦАП-а: с цифровым фильтром или без. В связи с этим в схеме экспериментального цифро аналогового преобразователя топ класса на микросхемах PCM58 Burr-Brown я предусмотрел разъем с шестью модулями, которые меняются в течение нескольких секунд. В разъем можно установить либо сдвиговый регистр моей разработки (смотрите по ссылке), либо цифровой фильтр из приведенного ниже перечня:

  • CXD1144 в режиме Х4;
  • CXD1244;
  • SM5842;
  • SM5813 (DF1700);
  • PMD100 в режиме Х8.

Чего вполне достаточно для подбора характера звучания ЦАП-а практически под любой вкус. О сравнении звучания и особенностях применения разных микросхем цифровых фильтров есть отдельная статья. Предварительно могу сказать, что из представленного перечня больше всего мне нравится микросхема цифрового фильтра CXD1144, однако именно этот ЧИП очень дефицитен, достать его у поставщиков практически не реально и в серийный ЦАП на PCM58 Burr-Brown он ставиться не будет.

Сдвиговый регистр

Что касается сдвиговых регистров, я так же, как и с цифровыми фильтрами перепробовал массу разнообразных вариантов. В интернете информацию по сдвиговым регистрам распространяют какие-то неадекваты или вредители, пишущие про необходимые для их реализации «десятиэтажные» схемы. На самом же деле, для того чтобы подключить ЦАП-ы с разрешением 18, 20, 24 bit к сигнальному процессору по шине i2s и протоколом передачи данных Sony нужно всего 3 логических микросхемы. При этом в шину данных ничего врезать не нужно т.к. это приводит к сильной деградации звучания.

Я не говорю про моду - ставить сложные PLIS-конверторы форматов, которые одновременно выполняют роль сдвигового регистра. Такой PLIS-конвертор я пробовал в качестве эксперимента один раз и убедился в его полной непригодности для получения качественного звука. Регистр сдвига предназначен для того, чтобы задерживать сигнал обновления загрузки ЦАП-а на 2, 4, 8 bit клоков соответственно (для 18, 20 и 24 bit). Сам сдвиговый регистр должен быть собран на высококачественных винтажных элементах, проверенных на музыкальность и иметь хорошо организованное линейное питание. Для серийного варианта своего ЦАП-а я предусмотрел сдвиговый регистр на логических микросхемах 80-х годов Сигнетикс, питающийся от «параллельного» стабилизатора напряжения на винтажном транзисторе Telefunken.

S/ Pdif приемник

Расскажу о входном S/Pdif приемнике. Выбор микросхемы Yamaha YM3623 скорее спонтанный, чем основанный на каком-либо расчете. По всем интернет публикациям эта допотопная микросхема имеет огромный джиттер, что неприемлемо с точки зрения инженерного подхода к конструированию ЦАП-а высокого класса. Однако здесь не все так просто. Именно этот синхронный S/Pdif приемник с реклоком звучит гораздо круче намного более новых и схемотехнически навороченных. Из чего возникает законный вопрос, а намного худший звук более новых девайсов не от внутренней ли навороченности зависит? Может в том и дело, что входной S/Pdif приемник Yamaha YM3623 внутри сделан так, что проще некуда: минимум логики, минимум форматов, потребляемый ток меньше 10 мА. Особенно в сравнении с чипом от Crystal cs8412 и модными сейчас DIR микросхемами.

Вся эта масса логики внутри DIR и Crystal требует качественного питания и генерирует помехи по внутренним шинам, которые естественно пролезают на выход микросхемы. Ведь по логике хорошего звука «чем проще структура микросхемы, тем экологичнее, чище и натуральнее обстановка внутри нее».

Эти измышления нашли подтверждение в сравнениях звучания макета ЦАП-а на PCM58 с возможностью горячего «перетыка» S/Pdif приемников разных производителей и годов выпуска. В результате я остановился на Yamaha YM3623, хоть ее и ругают все, кому не лень. Вспомните, самые дорогие внешние цифро аналоговые преобразователи 80-90 годов, которые были укомплектованы именно этой микросхемой! Yamaha YM3623 так же стояла в многочисленной профессиональной технике для обработки звука. Для ЦАП-а высшего класса я выбрал эту микросхему как базовую и дополнил ее внешним приемником с гистерезисом типа AM26LS32 (в керамическом корпусе) и входным S/Pdif трансформатором.

Ламповый задающий генератор

Ну и главная «фишка» моего цифро аналогового преобразователя это встроенный ламповый задающий генератор на «черепашках» Telefunken EF13 и кенотронным питанием на лампе E311. Выбор для серийного ЦАП-а на PMC58 именно этих ламп обусловлен тем, что из массы винтажа именно они легко доставаемы и снабжены металлическим корпусом выполняющем роль экрана. Звук у них более выразительный чем у пальчиковых триодов, а ресурс настолько велик, что в щадящих режимах лампового клока ЦАП-а они могут работать десятилетиями.

В своем цифро аналоговом преобразователе на PCM58 я предусмотрел джамперы - перемычки, позволяющие выбирать режимы работы тактового генератора:

  • Синхронный реклок. Клок подается на ЦФ, на триггеры пересинхронизации и в транспорт (в транспорте сигнал возможно придется поделить на 2 или 3. Для этой опции у меня в производственной программе есть универсальный делитель, описанный в статье про ламповые задающие генераторы);
  • Асинхронный реклок. Цифровой фильтр получает тактовую частоту из S/Pdif потока, а сам ЦАП соединяется с транспортом только S/Pdif кабелем. Таким образом, задающий генератор (клок) задействован только в узле пересинхронизации. Вариант асинхронного реклока по звуку немного хуже синхронного, но он позволяет подключать ЦАП к различным CD проигрывателям и транспортам, что важно для аудиофилов, которые пока не определились с приводом CD дисков.

И в том и в том варианте ламповый задающий генератор работает постоянно. Все питающие напряжения поступают на него из высококачественного внешнего источника питания.

Система питания

Качеству питания ЦАП-а уделено повышенное внимание. В нем нет ни одного стандартного для таких устройств параметрического (последовательного с обратной связью) стабилизатора напряжения. В этом цифро аналоговом преобразователе установлены лучшие по звуку (ИМХО) параллельные регуляторы шунтового типа. Большинство из них собрано по простейшей схеме на двух деталях высокого качества и проверенных по звуку: винтажном стабилитроне: Telefunken, Mullard, Motorola и винтажных балластных резисторах: NCF, Allen Bradley, Siemens.

Только два потребителя подключены через умощненный параллельный стабилизатор напряжения на винтажном германиевом PNP транзисторе Motorolla. Это шина питания ЦАП-а PCM58 напряжением -12 V и узел цифрового фильтра или сдвигового регистра. Некоторые микросхемы потребляют ток более 50 мА, который выдать простейший параметрический стабилизатор на балластном резисторе и стабилитроне не может.

Различия в звучании параллельных и последовательных стабилизаторов напряжения я описываю практически в каждой статье, и параллельный стабилизатор всегда оказывается лучше. Хотя он потребляет значительно больший ток, чем последовательный и соответственно требует силового трансформатора большей мощности.

Электролитические конденсаторы в обвязке микросхем ЦАП-а тоже слышны очень сильно. У меня в ЦАП-е стоят винтажные баночки на 25 мкФ 35 В, фирмы Гидра, обыгрывающие 90% дорогих электролитов и звучащие просто превосходно. В менее ответственных местах, где требуются минимальные габариты - установлены ничиконы, выпаянные из CD проигрывателей первого поколения вертикальной конструкции. К большому сожалению найти современные электролиты подобных габаритов с таким же прозрачным звуком мне не удалось. Посему пользуюсь проверенным винтажом (естественно не высохшим от времени). В нескольких местах ЦАП-а стоят электролиты ELNA Cerafine и одинокий Black Gate серии NX (бездумное «втыкание» Black Gate везде, где только можно - вредит звуку и кошельку намного больше, чем их полное отсутствие).

В обвязке микросхем PCM58 нет керамических конденсаторов и CMD элементов. В тех местах, где нужно подавить помеху стоят пленочные емкости Siemens и Philips, их количество, тип и номиналы в каждом аппарате подбираются на слух. Нет ни одного ЦАП-а с впаянными деталями «по образу и подобию» пилотного экземпляра. Каждый цифро аналоговый преобразователь сугубо индивидуален (почти) и настраивается индивидуально, а на глаз я не работаю…

Я кстати заметил, что увеличение номинала электролитических конденсаторов сверх определенного значения звук, как правило - утяжеляет. Наверное, не напрасно в самых музыкальных и «душевных» винтажных CD проигрывателях номинал электролитов в обвязке микросхем ЦАП-а не превышает значений 20-50 мкФ.

В источнике питания цифро аналогового преобразователя стоят двухполупериодные (ДППВ) выпрямители на винтажных диодах 1N5060. Именно такие диоды стояли в CD плеерах первого поколения Philips, до сих пор являющихся эталоном цифрового звука. Попытка заменить эти диоды современными приборами Шоттки, Ультрафастами и т.д. приводит к полной деградации и убийству звучания… Так что, даже в маломощных выпрямителях - только винтаж и ни как иначе… Обмотки силовых трансформаторов выполнены винтажным проводом со средней точкой. Схема ДППВ перекочевала в ЦАП из ламповых усилителей, и все хорошо знают, что играет она лучше мостовой.

Обвязка микросхем PCM58

Сигнал на микросхемы PCM58 подается с D триггеров фирмы Fairchild Semiconductor или 74LS74 Сигнетикс, в них происходит реклок сигнала обновления ЦАП-а. На мой слух остальные данные обновлять вредно и бессмысленно.

На выходе цифро аналогового преобразователя я установил трансформаторы с к.тр. 1/10 на винтажном пермаллое Telefunken. Я когда-то мотал их для предусилителя корректора как MM/MC трансформаторы. В серийном же ЦАП-е скорее всего установлю трансформаторы с двумя катушками на основе пермаллоя от промышленных трансформаторов UTC, т.к. на слух они получаются воздушно-прозрачными, а по приборам экстремально широкополосными. Вторая пара экспериментальных послецаповых трансформаторов на плату не помещается, поэтому на фотографиях они стоят рядом с ней.

Необходимость применения балластного резистора в плюсовой шине питания ЦАП-а на микросхемах PCM58 натолкнула меня на решение, которое я применял в гибридном усилителе - использовать в качестве резистора балласта нить накала лампы. В том усилителе я нагружал мощный полевой транзистор с током покоя 3 ампера на нить накала лампы ГМ-70. Аппарат играл очень выразительно и был прост как доска, но по выделению тепла и габаритам был «монструозным» и непригодным к серии.

В экспериментальном ЦАП-е эту роль взяла на себя пальчиковая лампа, установленная в блоке питания. У нее задействован только накал, и для цифро аналогового преобразователя ее работоспособность не играет никакой роли, главное, чтобы нить накала была цела. Характер звука можно подбирать, втыкая разнообразные лампы, подходящие по напряжению накала и току.

И один существенный нюанс, удалось осуществить очень простую и эффективную подстройку линейности 4-х старших разрядов микросхемы PCM58. В этом узле установлены немецкие углеродистые подстроечные резисторы 70-х годов выпуска. Подстройка каждого канала производится индивидуально и только на слух. Подстроечные резисторы военного предназначения отличаются повышенной надежностью.

— мультибитный цифро-аналоговый преобразователь, выполненный на четырех индустриальных 18-битных микросхемах ЦАП AD5871.

— ламповый усилитель для наушников с впечатляющей мощностью 8 Вт и возможностью замены ламп на «твердотельные» усилительные модули, которые приобретаются отдельно.

Устройства спроектированы по полностью балансной топологии усиления.

Внешний вид

Все устройства Schiit выполнены в едином стиле, не стали исключением и модели из верхней ценовой категории. Никаких сапфировых стекол и бриллиантов в ручках, ненужных переплат за позолоту корпуса и экранчики. Однако теперь корпуса являются полноразмерными и гармонично смотрятся в любой аудиофильской стойке с аппаратурой.

Управление по-прежнему минималистичное: единственная кнопка на ЦАПе, выбирающая нужный вход.

На усилителе для наушников, помимо регулятора громкости, имеются переключатели усиления и выбора балансного или небалансного входа.

Задние панели аппаратов также лаконичны.

У ЦАПа Gungnir имеются USB, оптический и два коаксиальных входа, один из которых — BNC. Надо отметить, что BNC — это разъем, специально разработанный для передачи высоких частот (в отличие от низкочастотного RCA). BNC также оптимален для высококачественной передачи цифрового сигнала.

Имеются две пары небалансных RCA-выходов и балансные XLR, работающие одновременно.

У усилителя Mjolnir 2 на задней панели расположились балансные и небалансные входы, а также выходы для организации подключения прочей техники, например усилителя мощности для акустических систем.

Тумблеры выключателей питания на обоих аппаратах также расположены на задней панели. И если в случае с ЦАПом, потребляющим относительно небольшую мощность 20 ватт, можно закрыть на это глаза и оставить его постоянно включенным, то в случае усилителя для наушников, потребляющего 45 ватт в простое и имеющего ограниченный ресурс ламп, это довольно неудобно. По крайней мере, в стойке вы уже питание так просто не выключите. Это как раз тот случай, когда за красоту и дизайн передних панелей приходится платить удобством.

Паспортные технические характеристики

Gungnir Multibit

  • Микросхема цифро-аналогового преобразования: Analog Devices AD5781BRUZ ×4 (по две на канал, балансная схема)
  • Цифровой фильтр: фирменный замкнутого типа с функцией побитовой точности, реализован на DSP-процессоре Analog Devices SHARC
  • Аналоговый тракт: полностью дискретные буферные каскады на JFET-транзисторах для балансного выхода и суммирующие каскады на JFET-транзисторах для несимметричного выхода, с непосредственной связью
  • Диапазон рабочих частот: 20 Гц — 20 кГц, ±0,1 дБ; 1 Гц — 200 кГц, −1 дБ
  • Максимальная амплитуда выходного сигнала: 4,0 В RMS (балансный выход), 2,0 В RMS (несимметричный выход)
  • Коэффициент нелинейных искажений (THD): <0,005% (20 Гц — 20 кГц, при полной выходной мощности)
  • Интермодуляционные искажения (IMD): <0,004% (измерены по стандарту CCIR)
  • Отношение сигнал/шум (S/N): >115 дБ (относительно 2 В RMS)
  • Входы: коаксиальный S/PDIF (RCA и BNC), оптический S/PDIF (Toslink), USB
  • Поддерживаемые форматы: до 24 бит/192
  • Выходы: одна пара балансных XLR-разъемов и две пары несимметричных RCA-разъемов
  • Полное выходное сопротивление: 75 Ом
  • Восстановление тактовых импульсов: в режиме побитовой точности на всех исходных частотах дискретизации посредством системы анализа Adapticlock и VCXO/VCO-регенерации
  • Источник питания: два трансформатора (один для цифровой части, другой — для аналоговой) с 8 ступенями регулирования, включая отдельные шины питания критически важных участков цифрового и аналогового тракта
  • Возможность модернизации: отдельные платы USB-входа и ЦАП/аналогового тракта с возможностью замены
  • Потребляемая мощность: 20 Вт
  • Габариты: 406×223×60 мм
  • Масса: 4 кг

Mjolnir 2

  • Диапазон рабочих частот: 20 Гц — 20 кГц (−0,1 дБ), 2 Гц — 400 кГц (−3 дБ)
  • Максимальная мощность при импедансе нагрузки:
    • 32 Ом: 8,0 Вт RMS /канал
    • 50 Ом: 5,0 Вт RMS /канал
    • 300 Ом: 850 мВт RMS /канал
    • 600 Ом: 425 мВт RMS /канал
  • Коэффициент нелинейных искажений: менее 0,005% (20 Гц — 20 кГц, 1 В RMS)
  • Интермодуляционные искажения: менее 0,006% (тест CCIF, 1 В RMS)
  • Отношение сигнал/шум: более 104 дБ (невзвешенный, относительно 1 В RMS , в режиме с низким коэффициентом усиления)
  • Взаимопроникновение: менее −75 дБ (20 Гц − 20 кГц)
  • Полное выходное сопротивление: 1,0 Ом (высокий коэффициент усиления), 0,3 Ом (низкий коэффициент усиления)
  • Коэффициент усиления: ×8 (18 дБ) или ×1 (0 дБ), переключатель на передней панели
  • Топология: ламповый усилитель по напряжению или полупроводниковый LISST-усилитель по напряжению, двухтактно-параллельный выходной каскад Crossfet, неинвертирующий одиночный каскад усиления по напряжению
  • Источник питания: специальный трансформатор для выходного каскада Циклотрон 4, работающий на фильтрующие конденсаторы емкостью более 65 000 мкФ, плюс отдельный трансформатор с напряжением 200 В и накопительными конденсаторами емкостью более 4000 мкФ — для высоковольтного дискретно-регулируемого входного каскада
  • Входы: по паре балансных гнезд XLR и несимметричных RCA-гнезд, переключаемых с помощью тумблера на передней панели
  • Выходы: 4-контактный балансный разъем XLR, миниджек 6,3 мм, пара 3-контактных XLR-выходов с предусилителя, одна пара несимметричных разъемов RCA
  • Потребляемая мощность: 45 Вт
  • Габариты: 406×223×60 мм
  • Масса: 5,4 кг
  • Примерная цена: 76 500 рублей (только с лампами 6BZ7) на момент подготовки обзора

Внутреннее устройство и измерения

Внутреннее устройство ЦАПа Gungnir Multibit вызовет у любого инженера положительную реакцию. Прожженному же аудиофилу может показаться, что за такую цену недоложили золотых деталей и пленочных конденсаторов. Но постойте, для вас инженеры Schiit подготовили другой сюрприз!

На материнской плате, согласно принятой концепции Schiit, расположены отдельные модули мультибитного ЦАПа и USB-входа. Отметим, что это не удешевляет устройство, но позволяет добиться более высокого качества разводки и работы отдельных узлов по сравнению с тем, как если бы все было смонтировано на одной плате.

Особое умиление вызывают именные благодарности инженерам, написанные на платах, это еще раз подтверждает, что устройство спроектировано людьми для людей, а не непонятными OEM-производителями исключительно для заработка. ЦАП имеет много интересных решений, направленных на повышение качества звука.

USB-приемник выполнен на знакомом контроллере CM6631A, но имеет гальваническую развязку, причем выполненную правильно: задающие генераторы расположены на «чистой», гальванически развязанной стороне. Да, это дороже, да, это сложнее в плане реализации, но только так можно получить хороший результат. И тут это сделано. Так что можно спокойно подключать ЦАП по USB к компьютеру и не переживать о помехах и земляных петлях. Отметим, что в нашем случае Windows 10 самостоятельно нашла и установила нужный драйвер. USB-драйвера с официального сайта установить не удалось.

S/PDIF-приемник выполнен на старой знакомой, но не ставшей от этого хуже микросхеме CS8416.

Также на материнской плате, помимо трансформаторов, выпрямителей и первичных стабилизаторов, расположен довольно интересный узел фазовой автоподстройки частоты, со своими собственными генераторами на частоты 22,579 и 24,576 МГц. Эта фирменная технология названа Adapticlock и служит для дополнительного подавления джиттера цифрового сигнала.

На плате мультибитных ЦАПов, помимо собственно AD5871, расположен цифровой процессор Analog Devices ADSP-21478, служащий для цифровой фильтрации сигнала. После него и перед AD5871, по всем канонам построения высококачественных ЦАПов, стоит реклок, выполненный на отдельных цифровых микросхемах D-триггеров.

ПослеЦАПовый фильтр-усилитель — отдельная, аудиофильская тема. Сюрприз! Он реализован на полевых JFET-транзисторах по без-ООС-ной схемотехнике. Да, там есть микросхемы, но сигнал через них не проходит, они нужны только для поддержания нуля на выходе по постоянному току. Это же подарок тем, кто считает, что отрицательная обратная связь в звуковом тракте — зло. Да, это сказалось на измерениях, но не на звуке.

Объективные измерения проводились при работе от USB под Windows 10.

В данном случае измерения можно охарактеризовать просто: производитель чихать на них хотел, во главу угла была поставлена безООСная концепция и звук. А технические характеристики со многими нулями после запятой, размещенные на официальном сайте, служат скорее для того, чтоб избежать излишнего возбуждения у людей, которые слушают не звук, а графики. Мы же делаем и то, и другое.

Ламповый спектр искажений дает полевой выхлоп, и, судя по всему, сделано это намеренно.

Чтобы убедиться в этом, было произведено подключение измерительной карты непосредственно к выходу ЦАПа, до JFET-фильтра-усилителя.

В этом случае мы видим очень низкие искажения собственно ЦАПов AD5781 при типично мультибитном спектре сигнала. Ради интереса было произведено прослушивание в таком варианте. Скажем просто: без гармонизирующего фильтра звук не очень. Несмотря на низкие искажения, ЦАПы субъективно звучат очень резко.

Также был сделан прогон тестового файла J-test, позволяющего показать огрехи построения цифровой части, пересчет или повышенный джиттер цифрового сигнала. Результат идеален: никаких побочных помех помимо основной гребенки. Это подтверждает очень высокое качество проектирования цифровой, «доаудиофильской» части устройства.

Несколько слов о примененных мультибитных преобразователях. AD5781 — это одни из лучших производимых на сегодня мультибитных преобразователей, но и стоят они очень дорого, порядка $40 за штуку. Есть еще AD5791, 20-битной точности, они стоят уже $100 за штуку и применяются в топовом ЦАПе Schiit Yggdrasil.

Несмотря на издержки, мы поддерживаем производителя в применении деталей, которые производятся здесь и сейчас, а не непонятных старых складских остатков или вообще китайских подделок. Это гарантирует качество и повторяемость характеристик изделий.

ПослеЦАПовый фильтр и выход выполнен на JFET-транзисторах в корпусе SOT-23-5 с маркировкой XL, идентифицировать которые не удалось. Также применены фольговые конденсаторы Wima и электролитические Nichicon KW.

Схемотехника фильтра полностью балансная, поэтому небалансный выход получает только половину выходного сигнала, по сути работают только два ЦАПа вместо четырех. Это сказывается на измерениях и субъективном качестве звучания, так что мы не рекомендуем использовать небалансное подключение к усилителю, хотя это и возможно.

Усилитель для наушников Schiit Mjolnir 2 спроектирован по схожей балансной идеологии. Но тут уже упор сделан на выдаваемую мощность и стабильность источника питания, для раскачки самой сложной нагрузки.

Мощные, 30-ваттные трансформаторы, конденсаторная батарея общей емкостью 65 000 мкФ, выходные транзисторы IRF610, способные рассеивать 54 ватта мощности, включенные по фирменной топологии Crossfet — все это позволяет усилителю работать даже с 8-омной нагрузкой, подключенной к балансному выходу.

Производитель использует в обоих плечах усиления транзисторы одной структуры, что обеспечивает их отличную идентичность и более низкие искажения.

Сердцем усилителя, обеспечивающим основное усиление сигнала, является электронная лампа, на входе которой включены JFET-транзисторы. Присутствующие микросхемы используются только для поддержания нуля на выходе по постоянному току, сигнал через них не проходит. Схемотехника усилителя уникальна и не похожа на стандартные решения.

Небалансный выход реализован совсем иначе, для него предусмотрен отдельный усилитель на биполярных транзисторах, хотя основное усиление также обеспечивается лампой. Максимальная мощность небалансного выхода ограничена 2 ваттами. Балансный и небалансный выходы работают одновременно, но в то же время независимо друг от друга.

Любому любителю музыки греет душу мягкое свечение вакуумной лампы. Лампы выдают в чем-то особенный звук, подчеркивают голоса, тембры инструментов, приглушают и смягчают звук, вуалируют мусор в записи… Но как быть, если вы хотите взбодриться и послушать, например, несколько альбомов Death Metal? Schiit позаботился о таких желаниях, предложив твердотельную схему, заменитель лампы — LISST. По сути, это двухкаскадный усилитель, смонтированный в корпусе. И с ним уже точно никакой вуали не будет — проверено!

Технически усилитель Mjolnir 2 вызывает очень хорошие впечатления, и по схемотехнике он не уступает ЦАПу Gungnir, но что там с замерами?

Для тестирования мы использовали профессиональную балансную карту Lynx L22, и в большинстве случаев результаты замеров были ограниченны именно ее качеством, а не усилителем.

Независимо от применения вакуумной лампы 6BZ7 или твердотельной схемы LISST балансный усилитель показывает отличный результат на нагрузке 300 Ом. При снижении нагрузки до 32 Ом растет только вторая гармоника, что никак не скажется на звучании.

Небалансный усилитель более требователен к нагрузке, и при мощности более 100 мВт на нагрузке 32 Ом искажения растут катастрофически. На 300-омной же нагрузке ничего такого не происходит. Поэтому для максимального качества мы все же рекомендуем использовать балансный выход.

Выходное сопротивление балансного выхода — около 0,8 Ом, он отлично демпфирует любые наушники, предотвратит неконтролируемые резонансные явления, что в конечном итоге обеспечит натуральный и динамичный звук.

Прослушивание

Не будем утомлять вас перечислением музыкального материала, использованного для прослушивания, тут все зависит от личных предпочтений. Отметим, что мы не ограничивались какими-то конкретными стилями музыки, слушали ЦАП Gungnir Multibit на разных системах, а с усилителем Mjolnir 2 применяли разные наушники, от Oppo PM-2 до Audio-Technica M50x. Человек, «доросший» до такого класса аудиотехники, прекрасно знает, что́ он хочет получить в звучании и на чем будет слушать любимую музыку.

ЦАП Gungnir Multibit можно охарактеризовать как источник, готовый качественно сыграть практически любую музыку. Его нельзя назвать излишне резким или, наоборот, слишком деликатным. Но мультбитное сердце несомненно более предрасположено к динамичной и быстрой музыке, такой как рок и металл, да и поп-музыка в исполнении Gungnir будет звучать гораздо интереснее. Особо следует отметить то, как воспроизводится голос: он кажется гораздо боле живым. Да и в целом среднечастотный диапазон воспроизводится отлично. Инструменты воспроизводятся отдельно, никакой каши из звуков нет вообще. Во многих старых знакомых композициях было услышано много новых звуков, которые раньше маскировались в общем ритме. Бас упругий и хлесткий, но в то же время нет ни намека на гудение. В каких то системах баса может оказаться недостаточно, зато там, где он будет — он будет отличный. Высокие частоты никогда не были сильным местом мультибитных ЦАПов, в данном случае производитель постарался сделать их как можно боле аккуратными и комфортными. Да, присутствует некоторая шероховатость, но это ни в коем случае не грязь! Скорее наоборот, в качественных наушниках можно услышать гораздо больше деталей в высокочастотном диапазоне, чем при использовании современных «зализанных», скучных ЦАПов типа AK4490. Ограничивающим фактором тут уже является качество записи и мастеринга самой фонограммы. Правильному звуковоспроизведению высокочастотного диапазона также способствует и очень низкий уровень джиттера, при подключении по USB-входу ЦАП играет прекрасно! Именно так мы и рекомендуем слушать, но если у вас есть высококачественный аудиофильский цифровой источник — вы не будете разочарованы подключением по коаксиалу.

Подводя итог, Gungnir Multibit можно охарактеризовать как максимально нейтральный и даже, возможно, чуть отстраненный источник. Он не вываливает музыкальную картину прямо на вас (и разбирайтесь с ней как хотите), а подает, деликатно и точно раскрывая замысел композитора или звукорежиссера, не пряча и не приукрашивая детали. Слушатель же находится больше в роли наблюдателя, созерцая со стороны буйство звуков. Вы не окажетесь в центре оркестра или на сцене рядом с музыкантами. Но услышите всё. Именно так слушают музыку. Динамично, быстро, открыто. За это любят старые мультибитники, и эта же черта сохранилась в новом Schiit Gungnir Multibit.

Признаемся, что, получив данный ЦАП на тест и проведя предварительные измерения, мы были несколько разочарованы низкими результатами измерений, да и вау-эффекта при первоначальном прослушивании не было. Однако чем дольше данный ЦАП находился в нашем владении, тем больше он нравился, раскрывая все новые и новые секреты старых знакомых композиций и не вызывая совершенно никакого раздражения даже при очень длительном прослушивании. Звук очень комфортный, но в то же время четкий — редкое сочетание. Именно поэтому рекомендуется при приобретении техники устраивать достаточно длительное тестирование, хотя бы в течение нескольких дней, и только после этого делать выводы. Возможно, вариант, который «зацепил» вас в магазине динамичным и ярким звуком, в домашних условиях вынесет мозг уже через три дня. С Gungnir Multibit все вышло наоборот.

Звучание наушникового усилителя Mjolnir 2 также заслуживает самых лестных эпитетов, недаром он является самым дорогим в линейке производителя.

Звук усилителя абсолютно нейтрален и чист, а контроль баса поразителен. Прослушивание в наушниках через этот усилитель позволило открыть новые тонкости басовых партий: например, выяснилось, что в некоторых композициях звукорежиссер специально вносил искажения в бас, чего ни разу не было замечено при прослушивании на колонках. Вообще, бас перестал просто задавать ритм, он стал интересным объектом наблюдения. Усилитель настолько мастерски контролирует любые наушники, что кажется, что к нему можно подключить внешние акустические системы и спокойно слушать музыку.

Использование вакуумных ламп 6BZ7 или твердотельных модулей LISST — исключительно вопрос вкуса. В обоих случаях звук очень хорош. Лампы подкрашивают и смягчают средние частоты, но дают некоторую вуаль на высоких частотах. Твердотельные же модули дают максимально чистые высокие частоты, широкую сцену и нейтральный звук, они более предпочтительны для современной электронной и рок-музыки.

Чтобы понять субъективную разницу, мы протестировали балансный и небалансный выходы усилителя с помощью наушников Oppo PM-2 и сменных кабелей с соответствующими разъемами. Выходы имеют лишь минимальные различия в окраске и качестве звука, но балансный в целом дает звук более высокого класса, это проявляется в лучшем контроле баса и более чистом звучании при одной и той же громкости. Если не выходить за рамки разумной громкости, то оба выхода имеют отличное звучание, разница чисто вкусовая. Если же захочется «поддать», помните, что балансный выход в режиме высокого усиления имеет максимальную амплитуду 20 вольт! Наверное, все-таки надо было подключить колонки.

Из особенностей усилителя следует отметить, что вследствие хорошего контроля баса он не «раздувает низкие частоты», так что если наушники имеют спад в низкочастотной области, то баса в итоге будет маловато.

Выводы

И созданы друг для друга! Это понимаешь, когда включаешь их вместе и начинаешь просто слушать музыку. В созерцании музыки можно провести не один час, только время заставляет прервать прослушивание. Не это ли главный критерий качества техники? Мы думаем — да. Инженеры Schiit думают так же, создавая продукты, достойные восхищения как в техническом плане, так и в плане передаваемых ощущений.

Попалась мне как-то на глаза схема ЦАП на PCM2704. И очень мне захотелось её повторить. Подкупала простота и хорошие отзывы. Потом, когда начал помаленьку прирастать знаниями, обнаружилось, что эта микросхема не единственная, да и реализованных любительских ЦАПов хоть пруд пруди. Почитав некоторые форумы выяснил. Есть мнение, что микросхема PCM2702E хоть и имеет меньший функционал, зато, по отзывам пишущих, дает более приятное звучание. Вот и решил я проверить эти высказывания. Покопавшись в интернете выяснил, что PCM2702Е до сих пор считается неплохим ЦАПом хотя давно уже перешагнула возрастной рубеж в 10 лет. Более того, есть много разных схем реализации этого преобразователя с фильтром и усилителем как на кремнии, так и на лампах. Ну а так как лампы для меня сейчас представляют больший интерес, я остановил свой выбор на двух схемах от Laconic Lab .

Но сначала о реализации модуля ЦАП на PCM2702Е.